Птицы и самолеты

 

Эта история случилась в далёком 1971 году. Утром, 6 сентября, во время осмотра взлётно-посадочной полосы на одном из московских аэродромов, на бетоне была найдена сбитая самолётом чайка-клуша.

 

«Погибла птица, подумаете вы, да их множество». Но для Московской области это очень редкий вид птицы. Последний раз такую чайку добыли близ Москвы в августе 1886 года. В Подмосковье клуша пролётный вид. Обычно она гнездится на побережье и островах Балтийского и Белого морей, в Прибалтике, на Онежском и Ладожском озёрах. Из этих районов через Москву и Московскую область птица путешествует в Африку, на одно из мест своей зимовки.

 

Столкновения птиц с самолётами можно рассматривать как непреднамеренный (естественный) отбор. Чаще всего число столкновений увеличивается в марте, апреле и мае, когда на аэродромах появляются перелётные птицы. Осенью (в сентябре, октябре и начале ноября) таких случаев значительно больше, чем весной, когда численность птиц увеличивается за счёт молодых особей.

 

Наблюдая за пернатыми, орнитологи заметили, что количество столкновений самолётов с ними в июне и в июле приурочено к периоду вылета молодых птиц из гнёзд. Именно молодые, ещё плохо летающие и слабо ориентирующиеся птицы, становятся жертвами столкновений. Молодые особи погибают не только при встрече с самолётами, их в большом количестве можно видеть на обочинах шоссе и насыпях железных дорог, где они гибнут под колёсами автомашин и поездов. В Дании в 1964-1965 годах подсчитали, что от столкновения с автомашинами погибли 3 млн. преимущественно молодых птиц: домовых воробьёв, ласточек, дроздов и др. Основная причина это возросшая средняя скорость движения транспортных средств на автострадах и самолётов в небе.

 

Интересно, что взрослые оседлые птицы в районе аэропортов научились избегать столкновения с самолётом, так как знают опасные места взлёта, посадки и пробега самолёта. При этом, обширные зелёные пространства воздушных гаваней привлекают множество птиц как удобное место гнездования, отдыха и кормёжки. Поэтому здесь их порой даже больше, чем в окружающих аэропорт местах.

 

Многие виды птиц научились питаться за счёт взлетающих самолётов, которые работающими двигателями поднимают вверх множество беспозвоночных животных. Часто можно наблюдать, как воробьи буквально обследуют только что прилетевшие самолёты, залезая во все доступные места на внешней части обшивки корпуса, и склёвывают насекомых и семена, попавшие на неё во время посадки.

 

Многочисленны случаи гнездования скворцов, воробьёв, а иногда горлиц и ласточек в долго стоящих самолётах. Бывает, что птицы начинают носить строительный материал для гнёзд на только что остановившийся самолёт.

 

Изучение особенностей поведения птиц имеет практическое значение для проведения на аэродромах системы мероприятий по предотвращению столкновений самолётов с пернатыми и соблюдению принципов охраны природы. На первый план предупреждения столкновений выдвигается отпугивание птиц от взлётно-посадочных полос в сезоны миграции и в периоды вылета молодых птиц из гнёзд. Отпугивание птиц акустическими, пиротехническими и другими средствами в конкретно определённые для каждого аэродрома сроки повышает безопасность полётов.

 


 


Материал подготовил: Илья Маркин,
стажер проекта «Окружающий мир» РГО.