Методика фенологических наблюдений за растениями

Методика фенологических наблюдений за растениями складывается из следующих моментов: выбора мест и объектов наблюдения, признаков определения фаз развития и частоты осмотра наблюдаемых растений. С определенными поправками схема фенологических наблюдений за животными также состоит из этих составляющих. Место и объекты наблюдений определяются задачами исследования. В нашем случае это выявление различий в сезонном развитии природных территорий Москвы в пределах города и факторов, определяющих эти различия.

Для составления точного фенологического календаря очень важно, чтобы на протяжении многих лет наблюдения велись в одном и том же месте за одними и теми же объектами (на пришкольном участке, в ближайшем лесном массиве или микрорайоне за деревьями, кустарниками, муравейниками, местами гнездования птиц и т.п.). При наличии возможности целесообразно заложить маршрут, связывающий нужные объекты. Если же поблизости нет достаточно крупных зеленых массивов, то наблюдения проводятся на ближайшем сквере, бульваре, или возле школы. В этом случае, как правило, количество объектов наблюдений ограничено. Это могут быть несколько видов деревьев (липа, береза, клен остролистный) и кустарников (спиреи, снежноягодник и пр.). Тогда более детально отмечается последовательность событий в жизни этих растений и связанных с ними животных (птиц, насекомых).

Организация серьезных фенологических наблюдений, имеющих научное и прикладное значение, требует создания в школе фенологического (юннатского, научного) кружка во главе с инициативным педагогом. Главная задача членов кружка – проведение регулярных фенологических наблюдений и оформление полученных результатов в виде календарей, рисунков, таблиц, занесения данных на магнитные носители и их обработки современными статистическими методами на компьютерах. Повышению эффективности работы кружка будет способствовать "специализация" учащихся по отдельным группам объектов: деревья, кустарники, птицы, насекомые и пр. Чем больше объектов для наблюдений будет выбрано, тем интереснее и разнообразнее получатся результаты.

На основании имеющейся информации о своем микрорайоне каждая группа определяет точки для постоянных наблюдений. Выберите их так, чтобы условия изучаемой территории были как можно разнообразнее по окружающим условиям, масштабам и характеру загрязнения. Пункты наблюдения можно приурочить к ближайшей автомагистрали, к тихой улице в глубине квартала, к санитарной зоне предприятия, к парку или скверу, к школьной тер­ритории и т.д. Таких точек может быть достаточно много, но все они должны отличаться по экологическим характеристикам. Удобны для посто­янных наблюдений точки возле дома каждого из учеников. Выбор различных по своим условиям участков наблюдений позволит вам сравнивать результаты и оценивать характер развития сообществ.

Наметив точки исследований, обозначьте конкретные объекты для изучения. Желательно иметь одинаковое количество объектов на каждом участке. Растения одного вида, намеченные для наблюдений в разных местах, должны быть примерно одного возраста (лучше средневозрастные), высоты, диаметра и класса жизненности, т.е. походить друг на друга по внешнему виду. Поскольку посадки в Москве преимущественно одного возраста и вида, то это условие легко выполнимо.

Дайте характеристику каждому участку наблюдений, учитывая при этом расположение его в микрорайоне, расстояние от возможных источников загрязнения, расстояние от ближайших построек, тип застройки на участке наблюдений, тип зеленых насаждений, формы микрорельефа, прочие условия произрастания. Для деревьев, за которыми ведутся фенологические наблюдения, отмечайте породу, высоту, диаметр ствола, возраст, жизненность, наличие и характер повреждений, прочие особенности.

Регулярно отмечайте фазы развития одного и того же вида в разных условиях. Для этого в таблице, приведенной выше (или упрощенной) против определенной фазы или подфазы проставляйте дату для каждого вида и для каждой точки наблюдения. Ваша задача – постоянно следить за развитием объекта.

Результаты работы кружка должны быть известны всей школе. Для этого вывешиваются соответствующим образом оформленные иллюстративные материалы, рассказывается о полученных результатах, в том числе и научного характера. В качестве одного из способов фиксирования результатов наблюдений может быть ведение фенологической тетради (дневника). На первой странице записываются номер школы и характер окружающей местности. На следующих страницах слева пишутся названия явлений, которые будут наблюдаться (согласно программе), а справа несколько граф отводятся для записей дат за ряд лет. По мере перехода ученика из класса в класс число явлений будет увеличиваться, а ряд данных становиться более длинным. Несколько следующих страниц отводятся для записей явлений, не вошедших в программу (необычно сильные снегопады, ураганы, поздние заморозки, повредившие растения, град и т.п.) с указанием даты и краткого описания характера события.

В период схода снежного покрова полезно провести экскурсию на выбранный для наблюдений участок или маршрут и показать учащимся объекты будущих наблюдений или показать места, где их можно будет найти (для травянистых растений). Обратить внимание на разницу микроусловий (геоморфологические условия, ориентация участка относительно преобладающих ветров, близость проезжей части, затененность строениями и т.д.), в результате которых развитие природы будет происходить неравномерно.

Экскурсии "в природу" являются важным элементом школьных программ по географии, ботанике, зоологии, экологии. Можно рекомендовать следующие экскурсии:

  • "Предвесенье" – дней через 5-6 после зацветания ольхи и орешника (до начала зеленения березы);
  • "Зеленый шум" – между зеленением березы и зацветанием черемухи;
  • "Весна цветущая" – через 2-3 дня после зацветания черемухи;
  • "Конец весны" – в период цветения рябины;
  • "Лето красное" – в период цветения липы (по возможности, учитывая летние каникулы);
  • "Уж осень близится" – в период начала раскраски листьев;
  • "Золотая осень" – в период массовой раскраски листьев у большинства древесных пород;
  • "Идет волшебница зима" – по первому снегу, в период полного листопада.

Результаты весенних наблюдений школьники могут оформлять в виде настенных таблиц или стендов, иллюстрированных рисунками, фотографиями, репродукциями известных картин соответствующей тематики, выдержками из литературных произведений. Одной из распространенных форм наглядного оформления результатов является фенологическое древо. На стволе через равные промежутки наносятся даты, а на ветвях, отходящих от определенных дат, рисунками и надписями показывается фенологическое явление. Если в школе ведутся метеорологические наблюдения (можно воспользоваться информацией о погоде в Москве, передаваемой по средствам массовой информации), то слева, параллельно стволу, дается столбик средних дневных (или суточных) температур воздуха по тем же датам. Чем больше явлений наносится на древо, тем яснее становится связь между отдельными явлениями и характером весны. Собранные за ряд лет такие фенологические древа будут демонстрировать разницу в развитии природы в отдельные годы.

 

Главным документом длительно действующего пункта наблюдения является календарь природы. Начинать его следует с альбома для рисования большого формата. На первых страницах приводятся краткие сведения о школе и окружающей территории (местонахождение, рельеф, почвы, растительность, степень освоенности и т.п.). Затем дается картосхема участка, выбранного для наблюдений, местонахождения основных растительных объектов и местообитаний животных (норы, гнезда, тропы). На следующей странице таким же образом следует нанести дополнительные маршруты. Все это необходимо для обеспечения преемственности наблюдений в последующие годы другими наблюдателями. На следующих страницах в хронологическом порядке записываются события, за которыми будут вестись наблюдения (отдельно гидрометеорологические, ботанические, зоологические). Оставшуюся часть страницы разбивают на графы, куда записываются даты за отдельные годы. Если в школе есть ряд наблюдений продолжительностью 5 лет, то можно приступить к созданию календаря. Рассчитывается средняя дата наступления явлений за эти 5 лет, и в последующем пишется эта средняя дата, а рядом – дата начала явления в текущем году. Подсчет и сравнение дат – хороший способ закрепления знаний. По мере увеличения продолжительности срока наблюдений календарь уточняется, пересчитываются средние даты.

Важный вопрос – частота проведения наблюдений. Весной, когда изменения в природе происходят буквально каждый день, наблюдения следует проводить ежедневно. Если это по каким-то причинам невозможно, то все равно не реже 1 раза в 2-3 дня. В остальные сезоны наблюдения проводятся 1 раз в 3-5 дней, зимой – в 10 дней. Однако в отдельные периоды, которые интересны наблюдателю (например, осенние отлеты птиц, созревание плодов) выходы также должны быть более частыми. При невозможности частых посещений весной следует отмечать последний день, когда явление еще не наступило. Например, когда ожидается зацветание черемухи при обходе 3 мая делается запись "еще не цвела", а 8 мая – "начали цвести большинство деревьев". Следовательно, зацветание началось в середине этого периода, с большой долей вероятности можно ставить дату начала явления 6 мая. Следует стремиться к тому, чтобы и время суток при проведении наблюдений было постоянным. Лучше всего для наблюдений за птицами, например, подходят утренние часы, а за развитием растений весной – вторая половина дня. Исключение составляют виды травянистых растений, раскрытие цветков у которых происходит утром.