Плоды науки 2.0
Проект гражданской науки «Окружающий мир» Русского географического общества и Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР) запускают новый сезон всероссийского спецпроекта «Плоды науки 2.0».
Сроки проведения: с 21 августа по 1 ноября 2023 года.
В чем суть спецпроекта?
В рамках «Плоды науки 2.0» любой человек из любой точки России сможет стать научным волонтером, проводя несложные наблюдения за дикими и культурными плодовыми деревьями: грушей и яблоней. Можно выбрать один или несколько объектов. Участнику необходимо отмечать даты начала и массового созревания плодов, начала листопада, и вносить все данные на портал проекта «Окружающий мир».
Собранные данные позволят уточнить ареалы произрастания данных плодовых культур, особенно дикорастущих родичей, и выявить перспективные материалы для разработки маршрутов научных экспедиций, направленных на сбор образцов плодовых культур. Полученные по итогам экспедиций образцы пополнят крупнейшую в России коллекцию генетических ресурсов растений, а наблюдения участников дополнят ряды наблюдений за сезоны 2021-2022 гг и помогут ученым в создании базы данных фенологических наблюдений за дикорастущими и культурными растениями на территории России.
Фото: Анастасия Маркова
Как принять участие?
Чтобы присоединиться к участию в спецпроекте «Плоды науки 2.0», направьте письмо на электронную почту fenologrgo.ru (subject: %D0%9F%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8%202.0) , указав в теме письма: «Плоды науки 2.0», и дождитесь ответа модератора.
Участие в конкурсе персональное: один участник — один личный кабинет. Если вы проводите наблюдения всей семьей или целым классом, выбирайте разные деревья для ведения наблюдений (которые могут находиться в пределах одного сада).
Шаг 1. Подготовка
1. Определитесь с объектом наблюдения. Яблоня и/или груша могут быть как культурными, так и дикорастущими, но наиболее интересны данные по диким или одичавшим деревьями.
2. Определитесь с местом ведения наблюдений: это может быть приусадебный участок, сад (даже заброшенный), лес, болото, луг или даже горный склон и т.д.
3. Возьмите с собой смартфон с камерой и, возможно, блокнот с ручкой, чтобы фиксировать результаты наблюдений (можно сделать записи и в заметках на вашем смартфоне). Вам будет необходимо зафиксировать дату наблюдения за объектом и его координаты.
4. Перед началом ведения наблюдений ознакомьтесь с правилами безопасного ведения полевых исследований.
Шаг 2. Наблюдения
1. Проводите наблюдения регулярно: один или два раза в неделю. Не забывайте фотографировать объекты наблюдения, чтобы загрузить подтверждение на сайт проекта «Окружающий мир».
2. Зафиксируйте координаты и опишите место наблюдения. Мы рекомендуем выполнять описание по следующей схеме (первый пункт — обязательно, остальные по возможности):
1) GPS координаты;
2) ориентирование по сторонам горизонта;
3) расстояние до точек привязки;
4) географическое положение (область, район, пункт);
5) положение местообитания относительно крупных элементов рельефа (водораздел, центральный водораздел, пойма, стык террас и поймы);
6) литология и основные черты рельефа поверхности;
7) почва.
3. Фиксируйте даты наблюдений и фотографии объектов в разные фенофазы:
- начало созревания: наступает, когда 25% плодов созрели и приобрели характерную окраску;
- массовое созревание: наступает, когда большинство плодов созрели (75% и более);
- начало листопада: наступает, когда до половины листвы (но не более) уже опало естественным путем.
Шаг 3. Добавление наблюдений
1. Зарегистрируйтесь в Личном кабинете и откройте форму «Добавить новое наблюдение». Каждое наблюдение нужно вносить отдельно: вы можете сделать это во время самого наблюдения (с мобильной версии сайта) или позже.
2. Обратите внимание, что дата наблюдения — это не дата внесения данных на портал, а дата, когда вы фиксировали данные об объекте и фотографировали его.
3. Каждое наблюдение должно сопровождаться фотографией: без фотографий данные не будут учитываться, поскольку ученые не смогут их проверить.
Подробная инструкция по ведению наблюдений за грушей и яблоней.
Фото: Юрий Хохолков
А что мне за это будет?
Все участники, отметившие все 3 фенофазы для одного растения или более 4 для двух (диких или культурных; яблонь или груш), получат именные грамоты от проекта «Окружающий мир» РГО и Всероссийского института генетических ресурсов растений.
10 лучших наблюдателей, добавивших наибольшее количество наблюдений, получат электронные именные грамоты от организаторов проекта и ценные призы от проекта «Окружающий мир».
Трое самых лучших участников (1, 2 и 3 место по количеству наблюдений), помимо памятных призов получат возможность попасть на персональную экскурсию в Штаб-квартиру Русского географического общества (г. Москва) или Всероссийский институт генетических ресурсов растений (г. Санкт-Петербург). На экскурсию можно попасть всей семьей или привести с собой друга и даже одноклассников. При невозможности самостоятельно добраться в г. Москву или г. Санкт-Петербург, экскурсии могут быть заменены на персональные билеты в любой из региональных Ботанических садов России.
Спецпроект «Плоды науки 2.0» проводится проектом «Окружающий мир» Русского географического общества и Всероссийским институтом генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР).