Фенология как основа экологического воспитания школьников

 

30 июня перед участниками естественно-географического и краеведческого лагеря на базе МБОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской выступил фенолог проекта «Окружающий мир» Русского географического общества, доцент Воронежского государственного университета Дмитрий Владимиров. Его лекция «Гражданская наука: фенологические наблюдения в экологическом образовании школьников» была ориентирована на школьников от 8 до 13 лет и посвящена объяснению современных тенденций в российской гражданской науке и её роли в сборе больших массивов научных знаний. На примере фенологической сети РГО Дмитрий показал, как любой ученик, не будучи профессиональным учёным, может принести пользу в изучении сложных процессов, происходящих в биосфере.

 

В ходе выступления учёный дал определение фенологии, привёл примеры её классификации, описал наиболее простые методы фенологических наблюдений.

 

«Фенология наука, изучающая  сезонные изменения в жизни природы и причины, определяющие эти изменения. Фенологические знания для своего выживания имели еще наши далёкие предки охотники-собиратели, однако в качестве самостоятельной научной дисциплины она оформилась лишь в XVIII веке», пояснил Дмитрий.

 

Раньше в нашей стране фенологические наблюдения писались любителями природы от руки, после чего заполненные бланки отправлялись на обработку в Русское географическое общество. Но сегодня, в период масштабной цифровизации, географическим обществом был создан фенологический портал «Окружающий мир», куда онлайн можно загрузить все наблюдения. Ещё проще стало вести фенонаблюдения с появлением мобильного приложения «Окружающий мир», которое легко устанавливается на любой смартфон и, по сути, является мобильной версией фенопортала.

 

В ходе презентации Дмитрий рассказал слушателям о структуре сайта fenolog.rgo.ru, подробно остановившись на его разделах: «Методика», «Публикации», «Сбор материалов» и «Наблюдения». Отдельно лектор рекомендовал ребятам обратить внимание на раздел «Акции и конкурсы».

 

«Акции и конкурсы проекта Окружающий мир РГО поддерживают сотни школьников со всей России. Ваши сверстники из Воронежской области — одни из наиболее активных и уже неоднократно становились призёрами разных конкурсов. Сейчас  актуален конкурс Поймай пришельца в объектив, в рамках которого любители природы загружают наблюдения чужеродных видов растений», — рассказал Дмитрий.

 

Фото предоставлено организатором.

 

В заключение Дмитрий Владимиров обратился к школьным учителям и призвал их активней привлекать учеников к фенологическим исследованиям.

 

«Простота фенологических наблюдений, отсутствие необходимости в использовании дорогого и сложного оборудования, исследовательский азарт, который обязательно появится в процессе проведения наблюдений вот залог успешного продвижения фенологии в школах», подытожил Дмитрий.