Иоганн Георг Гмелин и его вклад в развитие российского естествознания

 

12 августа в германском городе Тюбингене родился Иоганн Георг Гмелин. С юных лет будущий учёный постигал естественные науки, показав блестящие результаты. Уже в 13 лет он поступил в Тюбингенский университет на медицинский факультет — для того времени случай не очень редкий, но, очевидно, свидетельствовавший о замечательном даровании юноши.

В университете Гмелин с одинаковым успехом изучал как общеобразовательные дисциплины, так и медицину и все естественные науки. В это время под руководством братьев Камерариев Гмелин постигал ботанику и врачебное искусство, слушал лекции по экспериментальной физике Крейлинга. Но особое влияние на молодого человека оказал последователь И. Лейбница и сторонник физики Декарта Г. Бюльфингер, преподававший в университете философию, логику и физику. В 1727 году, едва достигнув 18 лет, он завершил своё университетское образование защитой диссертации, посвящённой изучению химических составных частей Тайнахских минеральных источников, на степень доктора медицины.

В то время двое бывших учителей Гмелина — Бюльфингер и Дювернуа стали профессорами Петербургской Академии наук, открывшейся в 1725 году по указу первого императора России Петра I. Вместе со многими другими европейскими учёными они были приглашены в нашу страну, не располагавшую ещё национальными кадрами учёных. Им было предложено привезти с собой одного-двух студентов. Так в Академии наук появились несколько молодых учёных, в том числе и Гмелин.

В Петербурге он сразу приступил к активной научной деятельности. Так, он начал составлять каталог коллекций минералов Кунсткамеры, который был закончен после его отъезда в Сибирь М.В. Ломоносовым и опубликован в 1742–1745 годах, помогал профессору ботаники И.X. Буксбауму в составлении первого тома труда «Сотня малоизвестных растений» и ботанических статей для «Комментариев», вместе с Дювернуа занимался анатомированием, выступал на академических собраниях с сообщениями, печатался в научных журналах.

Летом 1732 года спокойная столичная жизнь Гмелина подошла к концу. Началась подготовка ко Второй Камчатской экспедиции, руководителем которой был назначен Витус Беринг. Для изучения природы и естественных богатств Сибири, истории и этнографии её народов, проведения астрономических наблюдений сенатом Российской империи было принято решение сформировать академический отряд экспедиции. Его члены прошли подготовку для определения координат, проведения метеорологических и астрономических наблюдений. Летом 1733 года учёные отправились из Петербурга в экспедицию, продлившуюся десять лет. Итогом её работы стали важные гидрографические данные, полученные сведения об истории и экономике Сибири и Камчатки, народах, их населяющих, климатических условиях, растительном и животном мире, геологическом строении. Исключительное значение имели картографические материалы экспедиции, участники которой составили 62 карты Сибири и Камчатки, правильное изображение этих труднодоступных и почти не изведанных в то время районов.

 

pixabay.com

 

Главным занятием Гмелина в ходе экспедиции стало изучение сибирской флоры и фауны. Коллекции растений, птиц, рыб и зверей, созданные им, получили высокую оценку не только современников, но и потомков и не утратили своей ценности до сих пор. Много времени учёный уделял и сбору минералов, описанию руд и горных разработок. Кроме того, благодаря усилиям Гмелина в экспедиции была создана замечательная для своего времени метеорологическая сеть.

О широте научных интересов Гмелина и многообразии его занятий свидетельствует реестр «обсерваций». Сюда входили, к примеру, «описание Ямышевского солёного озера», «натуральная история реки Иртыша», описание Куыгурской пещеры, «о камнях, находимых в белужьей голове», «о чёртовых пальцах, на берегу Волги найденных», «описание имеющейся по реке Иртышу заразной болезни», «описание дымящейся горы близ Кузнецка», «о сидении вина из молока кузнецкими татарами», «о плавке железа оными же татарами», «о калмыцкой корове», «о болезнях и лекарствах калмыков и бухарцев», «роспись растущего в Томском уезде всякого леса», описание 78 видов грибов и пр. Простой перечень этих «обсерваций», а также заметок о глинах, рудах, «рудокопном промысле», Ирбитской ярмарке, истории Колывано-Воскресенского завода и т.д. наглядно свидетельствует о громадной работе, проделанной Гмелином в экспедиции.

Анализ научного наследия Иоганна Георга Гмелина свидетельствует о том, что он был одним из видных учёных XVIII века — века просвещения. Прослужив около 20 лет в Петербургской Академии наук, учёный многое сделал для развития русской науки. Так, заметный вклад он внёс в становление геолого-географических знаний России. Несомненный интерес представляют его описания земель, бассейнов рек и месторождений полезных ископаемых Сибири. Он принял участие и в разработке некоторых теоретических положений геологической науки, в частности проблемы ископаемых организмов и развития современного рельефа Земли. Высокую оценку географов получили исследования Гмелином карста и вечной мерзлоты. Много новых оригинальных идей было высказано им в одном из первых в России географических сочинений — предисловии к «Флоре Сибири», содержащем физико-географическое описание этого региона.

 

Пион уклоняющийся, или Марьин корень. Ботаническая иллюстрация из книги Гмелина «Флора Сибири». Фото: wikipedia.org 

 

Особенно плодотворной была деятельность Гмелина на поприще изучения флоры и фауны России. Флористические исследования учёного в сибирском путешествии, нашедшие завершение в монументальной четырёхтомной «Флоре Сибири», принесли ему мировую известность. Вышедшая в свет накануне появления линнеевской систематики, что привело позднее к утрате авторства Гмелина по отношению ко многим открытым им растениям, «Флора Сибири» содержала интересные наблюдения над процессом адаптации растений к условиям внешней среды. Эти мысли учёного вместе с наблюдениями над изменением видовых признаков животных при акклиматизации их в новых жизненных условиях свидетельствуют о наличии во взглядах Гмелина зачатков эволюционных воззрений и позволяют ставить его в один ряд с другими предшественниками Чарльза Дарвина в России.


Над материалом работал Дмитрий Владимиров