Йоль или день зимнего солнцестояния
В этот день, 21 декабря, Земля приближается к Солнцу максимально близко, и мы можем наблюдать самый короткий день за весь год. Солнце в этот день описывает самую короткую дугу на небосводе, а его лучи в нашем полушарии распространяются по касательной, поэтому, например, в Москве само солнце мы видим около 7 часов. Затем оно уходит за горизонт и наступает самая длинная ночь в году.
И хотя древние люди ещё не знали тогда ни о космосе, ни об орбите Земли, народы мира всегда наблюдали небо у себя над головой и отмечали изменение продолжительности дня, поскольку именно от солнца зависел урожай и пропитание.
Празднование зимнего солнцестояние замечено практически во всех мировых культурах. Так, например, в древнем Риме на протяжении нескольких декабрьских дней отмечали Сатурналии (в честь покровителя земледелия Сатурна), веселясь, пируя и отдыхая.
Славяне в этот день праздновали Коляду, рождение Бога Солнца, поскольку именно с этого дня солнце возвращается в северное полушарие и световой день начинает постепенно увеличиваться. Люди рядились и плясали, гадали, водили хороводы обязательно пели народные песни – колядки и собирались за одним столом. Изначально Коляда отмечалась именно как возвращение Солнца и начало нового цикла и лишь позже стала связана с традициями Рождества. По тому, каким был день зимнего солнцестояния, определяли, каким будет урожай в следующем году. Если на деревьях есть иней, значит урожай будет богатый.
Особое значение этот зимнее солнцестояние имеет, несомненно, для северных народов. Ведь за полярным кругом в это время наступает полярная ночь. У многих народов России в этот день отмечается свой Новый Год, что возможно даже логичнее, потому что в этот день действительно начинается новый астрономический цикл. Так, у коренных жителей Чукотки этот праздник называется в честь созвездия Пэгытти, самая яркая звезда которого — Альтаир. В скоплении звёзд они видели хозяина многочисленных стад оленей. К празднику готовились основательно: выбирали оленей, шили одежду и готовили еду. Праздник начинался с разжигания ритуального костра с помощью священной «огнивной» доски в форме фигуры человека – хозяина оленьего стада. По поверию Пэгытти надо было встречать с хорошими мыслями, тогда наступающий год должен был принести удачу.
Зимнее солнцестояние у эвенков тоже считалось началом нового года и называлось Хэбденек – это праздник встречи нового Солнца. Считалось, что в этот день открываются врата в потусторонний мир и боги могут услышать просьбы смертных. Праздник начинался с обрядов, которые длились четыре дня. Эвены разжигали священные костры, танцуя вокруг них и загадывая желания, повязывая ленточку на Дэлбургэ — своеобразные небесные ворота, сделанные из бечевки, повязанной между двух деревьев. Во время обрядов было нельзя шумно праздновать, ведь эти дни – дни общения с природой. Зато потом начинались хороводы и состязания. От того, как весело и хлебосольно пройдет Хэбденэк, зависело, какой будет улов лосося в наступающем году.
Особые традиции были и у древних германцев, они отмечали праздник Йоль, что в переводе со скандинавского означает «колесо». В этот день, по приданию, возрождался Король Дуба, который должен отогреть промерзшую почву и дать жизнь новому семени. Люди плели венки из вечнозеленых растений, украшали их гвоздикой, яблоками и посыпали мукой в честь предстоящего богатого урожая, света и новой жизни. В ночь солнцестояния разжигался костер, вокруг которого собирались люди и давали клятвы на будущий год. Считалось, что слова, произнесенные в эту ночь, имеют особую силу, а загаданные желания обязательно сбудутся.
Похожие праздники отмечают и во многих других странах. В Китае существует фестиваль Дунчжи, во время которого пекутся маленькие рисовые шарики тан юань, олицетворяющие собой Солнце. В Японии празднуют Тодзи и принимают горячую ванну с местными цитрусами юдзу. Иранцы собираться дома всей семьей и читают стихи, отмечая праздник Шаб-э Ялда.
21 декабря важно рассматривать не только как точку отсчета начала астрономической зимы, но и как день, уходящий корнями глубоко к истокам, напоминающий о том, что солнце – это важнейший фактор фенологии, способствующий запуску различных процессов на Земле – как физических, так и культурных.