Жизнь Хопёрского заповедника

 

Хопёрский заповедник был образован в 1935 году в Воронежской области с целью сохранения и восстановления долины реки Хопёр и популяции русской выхухоли.  Также важной частью научной работы является составление «Летописей природы» - ежегодного сборника данных наблюдений на территории. Подробнее про деятельность заповедника рассказала заместитель директора Хопёрского заповедника по научной работе Егунова Ольга Евгеньевна.

 Пожалуйста, расскажите о себе и своей деятельности.

Я окончила Борисоглебский педагогический институт, в настоящее время — филиал Воронежского государственного университета, биологический факультет. Сейчас обучаюсь в аспирантуре при Воронежском государственном лесотехническом университете на отделении «Экология и природопользование». Тема моей диссертации: «Экология популяции русской выхухоли в Среднем Подонье».

 А чем Вы занимаетесь в заповеднике?

Я работаю по трём основным научным направлениям: первое связано с изучением русской выхухоли, её местообитаний и организации популяции, второе — это изучение социальных насекомых, точнее ос рода полисты. На их примере за короткий период времени можно проследить развитие популяции, её самоорганизацию и саморегуляцию, и в какой-то мере это можно проецировать на более сложные таксоны. Это особенно актуально для видов, ведущих скрытный образ жизни, наблюдение за которыми затруднительно. Третье направление — изучение гидрологического режима Хопёрского заповедника. В заповеднике порядка 400 озёр-стариц, его основная водная артерия — река Хопёр. Пойма реки — сложная система, можно сказать, живое существо. Мы ведём за ней постоянные наблюдения: регистрируем уровень поверхностных и грунтовых вод и т.д. Вся эта работа неразрывно связана с выхухолью, ведь её количество и уровень жизни зависят именно от гидрологического режима.

 Русская выхухоль — зверёк очень редкий, занесённый в Красную книгу России. Многие десятилетия наши учёные бились над её воспроизводством в неволе, но терпели неудачи. В каком состоянии сейчас находится популяция выхухоли в Хопёрском заповеднике, с какими угрозами она сталкивается и есть ли перспективы роста численности?

 Сейчас наблюдается упадок численности выхухоли. По результатам учёта 2020 года в заповеднике насчитывается всего около 120 особей. Связано это с установившимся в последние годы неблагоприятным гидрологическим режимом. На протяжении уже пяти лет нет паводка, происходит осушение и обмеление пойменных водоёмов, они не промываются, и для существования выхухоли складываются крайне неблагоприятные условия. Ей попросту негде делать норы, ведь для их строительства требуются относительно крутые берега, закрытые водой, а так как вода постоянно убывает, эти места оказываются осушенными, а рыть норы на самом дне, в песке, выхухоли очень неудобно. Из-за того, что уровень воды становится критически низким в зимний период, когда устанавливаются сильные морозы, случается, что водоёмы промерзают до дна. Естественно, что выхухоль погибает, ведь у неё нет возможности питаться и даже нормально дышать, т.к. кроме выходов под воду других она не имеет.

Коллегами из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова, и, в частности, д.б.н. Рутовской Мариной Владимировной, ведётся большая работа по поддержанию численности выхухоли. В 2020 году они получили президентский грант и создали питомник для выхухоли на Кропотовской биостанции. Сейчас там ведутся исследования возможного размножения выхухоли в неволе.

На настоящий момент известен только один случай её размножения в неволе. Произошло это у нас, в Хопёрском заповеднике, и добиться этого смог В.П. Красовский. Но было это очень давно. Ему удалось получить потомство у одной самки в неволе, но сейчас невозможно сказать, была ли она уже беременна. С тех пор ни самому Красовскому, ни кому-либо другому повторить этот опыт не удалось.

 

Фото: Дмитрий Владимиров

 

 Влияет ли прямая деятельность человека на выхухоль? Возможно, на неё ведётся охота или она гибнет, запутавшись в рыбачьих сетях?

На территории заповедника влияние человека на выхухоль минимально. Рыбалка здесь запрещена, а охота не имеет смысла из-за низкой численности зверька.

Наибольшее влияние на её численность сейчас оказывает искусственная регуляция гидрологического режима рек, в поймах которых обитает выхухоль, а также сброс сточных и загрязнённых вод, так или иначе попадающих в пойменные водоёмы.

 Оказывают ли влияние на выхухоль виды-интродуценты, такие как ондатра или нутрия? Некоторые специалисты считают, что они конкурируют с выхухолью за территорию и пищу.

 Проводилось много исследований на этот счёт. В качестве возможных конкурентов выхухоли рассматривались ондатра и бобр. Например, в Хопёрский заповедник отмечался заход ондатры, на какой-то момент её численность была высокой, но потом резко упала. В заповеднике много благоприятных мест для жизни и выхухоли, и ондатры, и их экологические ниши не накладываются. Питание у них отличается, норы разные. А специалисты из Окского заповедника даже высказывают мысль, что у них выхухоль дружит с ондатрой. Там выхухоль пользуется тем, что ондатра больше и лучше копает норы. Ондатра вырывает первичную нору, а выхухоль делает в этой норе для себя небольшой отнорок, и в итоге выхухоль тратит меньше энергии.

Были и публикации о том, что там, где селится бобр, выхухоль живёт с неохотой. Это правда только в том случае, когда у выхухоли есть выбор. Если условия в водоёме благоприятные, много мест для создания нор, то выхухоль будет селиться подальше от бобра. Но когда происходит обмеление водоёма, то бобр, будучи средообразующим видом, вырывает у себя перед норой ров, в котором постоянно держится вода, а в случае необходимости он его даже углубляет для поддержания уровня воды. В этом случае выхухоль спокойно проходит с ним по одному пути и в норе бобра также делает себе отнорок. В Хопёрском заповеднике такое квартиранство часто встречается. А в остальном они совершенно не пересекаются: кормовая база разная, циклы суточной активности тоже не совпадают.

 

Фото: Дмитрий Владимиров

 

 Также хотел спросить Вас о том, проводятся ли на территории заповедника фенологические наблюдения и с какой периодичностью? Где они публикуются?

 Фенологические наблюдения ведутся в заповеднике в обязательном порядке с момента его создания в 1935 году. Фиксируются все наблюдения в летописи природы, которая является главной научной работой нашего заповедника. В её ведении участвуют все сотрудники заповедника, каждый ведёт свой раздел. Есть и раздел, посвящённый фенологическим наблюдениям. В проведении фенологических наблюдений научным сотрудникам помогают государственные инспекторы, для которых специально разработаны дневники наблюдений, фенобланки, которые они заполняют обязательно каждый день. Госинспектора имеют возможность выходить в лес на обходы ежедневно, в разное время. Они ведут наблюдения за изменениями в жизни растений, животных, погодными явлениями. Каждый месяц они сдают эти документы научным сотрудникам, которые их обрабатывают и размещают в летописи природы.

Летопись природы существует только на бумажном носителе или и в электронном виде тоже?

В Хопёрском заповеднике она доступна только в бумажном виде, но электронный вариант мы ежегодно отправляем в Министерство природных ресурсов и экологии РФ как отчётный документ.

Считаете ли Вы целесообразным оцифровку фенологических сведений, содержащихся в летописях природы заповедников, с дальнейшем размещением в единой общедоступной базе данных, например, на сайте Фенологической сети РГО? 

Да, конечно. Это направление очень перспективно. Считаю, что было бы здорово разместить наши фенологические данные на каком-либо общероссийском интернет-ресурсе. Важно, чтоб они были полезны для других людей. Дело в том, что порой складывается впечатление, что наши феноданные не востребованы, мы только проводим их сбор и обработку, но дальше этого дело не идёт. Хотя мы используем эту информацию в наших публикациях, но они узкоспециализированные и не имеют выхода на широкую публику. Возможность публикации данных на едином общероссийском ресурсе может открыть и новые возможности для нас: мы могли бы использовать многолетние наблюдения других заповедников, находящихся в сходных природных условиях, в сравнительных работах, координировать фенонаблюдения, унифицировать методику их проведения. И для этого не нужно куда-то ехать или делать специальный запрос — всё можно выполнить онлайн.  

Могло бы мобильное приложение Фенологической сети РГО облегчить фенонаблюдения специалистам? Оправдано ли использование такого мобильного приложения в заповеднике?

Конечно, возможно, но не на всех территориях. Ведь есть такие места, где нет ни мобильной связи, ни интернета. Даже в нашем заповеднике, не самом отдалённом от крупных населённых пунктов, есть много мест, где связь отсутствует. Что уж говорить о заповедниках, расположенных в отдалённых местах. Однако если алгоритм работы приложения будет позволять фиксировать феноявление на месте, а загружать их уже в стационарных условиях, то это бы значительно повысило его ценность.

 


Беседовал Дмитрий Владимиров