Приобщиться к науке - как школьники помогали учёным

 

В августе 2021 года обучающиеся из детского юношеского центра "Турист" (г. Мытищи) под руководством Калининой Ольги Борисовны совершили сплав-экспедицию по реке Умба на Кольском полуострове.

У школьников уже был опыт сбора гербария, коллекции лишайников, проведения таксационных и геоботанических исследований на пробных площадках. Они проводили исследования по распространению жемчужниц (Margaritifera) в северных реках Варзуга, Кереть, Поньгома. В этот раз для сплава Исполнительная дирекция РГО предложила провести фенологические наблюдения за природными объектами, а также собрать материалы для исследований в рамках проекта Sample Crossing: комары и морские травы с берега Белого моря.

Настоящего путешественника трудно застать в полевой сезон, поэтому как только сезон завершился, куратор Фенологической сети РГО, Камила Симакова, встретилась с Ольгой Борисовной, чтобы узнать об итогах такого полевого исследования.

- Здравствуйте, Ольга Борисовна! Рады встретиться с Вами после полевого сезона! Расскажите, пожалуйста, для наших читателей о себе и чем Вы занимаетесь?

- Я учитель информатики в школе, но ещё очень люблю путешествовать, поэтому я уже лет восемнадцать занимаюсь туризмом вместе с детьми. Мы ходим в 2-3 дневные походы по Подмосковью в течение года, а когда наступает лето, отправляемся в автономные экспедиции примерно на 27 дней. Мы сплавляемся на катамаранах по рекам Карелии и Кольского полуострова, потому что там в это время высокий уровень воды, а в Подмосковье её в это время уже нет, к сожалению. Ещё мы были в Башкирии. Сначала ходили просто в спортивные походы, а потом нам стало ещё больше интересно заниматься краеведением и экологией, каждый поход мы стараемся взять какое-то задание: иногда сами его придумываем, иногда мы просим. По итогам задания пишем исследовательские работы. В этот раз мы его попросили у Русского географического общества – и не прогадали!

- Можете рассказать, как Вы впервые проводили фенологические наблюдения и собирали такого рода материалы? Как Вы к этому пришли?

- На самом деле это впервые. Обычно наблюдаешь, но это не записываешь, а теперь с вашей подачи мы это осуществили. На сайте прочитала, распечатала методику; в поезде мы ехали 35 часов, всё это обсудили. Да и перед нами действительно очень яркая картина стала! Так, мы поехали в Кировск после двух недель засухи, и видим прекрасный цветущий иван-чай, просто, вот, хотелось бы подойти и съесть! Потом сплавлялись вниз к морю, это с севера на юг, и с каждой стоянкой цветы иван-чая были всё менее и менее цветущие, а плоды всё больше. На самом деле, когда мы потом были на квесте в Зарядье в честь Единого фенологического дня и услышали, насколько важны фенологические наблюдения, мы прониклись и узнали, что в России это было еще в Советском Союзе. Это действительно очень важно, и наши дети готовы продолжать наблюдения сейчас.

- А сколько недель у вас проходил сплав?

- В течение 25 дней. Нам даже удалось съездить в Заполярный Ботанический сад и попасть на атомную станцию. Также мы посетили хозяйство, где разводят осетров, потому что вода тёплая. Нам рассказали, что когда вылупляются мальки из икринок, там категорически нельзя ходить, говорить, шевелиться. Должна быть полная тишина и темнота. Нам разрешили покормить мальков, это было так интересно!

 

Фото предоставлено участниками сплава

 

- Может быть, Вы сталкивались с какими-то трудностями при сборе материалов, у вас что-то не получалось, что-то не понимали?

- Во-первых, нам было очень трудно начала понять, как сравнить фенофазы, ведь когда мы смотрели на сайте, как проводить свои исследования, как это записывается, получалось, что, допустим, отмечается, когда желтеют берёзы. А мы сплавляемся – не видим жёлтых берёз! То есть мы не видели те критерии, которые были на сайте. Но потом все-таки решили: мы возьмём конкретное растение и будем наблюдать его. Может быть это не совсем правильно с точки зрения фенологии, но для нашего расширения кругозора первый шаг мы сделали.

- Вы следили за каким-то конкретным растением?

- Да, мы следили за кипреем. Мы договорились, что на каждой стоянке будем собираться и записывать: сколько километров прошли, какая погода, какой ветер, есть ли дождь. Это, скажем так, технические характеристики. Мы описывали растительность на стоянке, виды, состав почв, произрастают ли ягоды. Интересное наблюдение – на всех наших стоянках, кроме Белого моря, были ягоды.

- Как это было связано с температурой?

- Нет, это никак не связано с температурой, потому что там, на берегу Белого моря, теплее. Там на самом деле гораздо больше растений произрастает если мы в самом начале записывали 10-12 видов, то внизу это было 50 разных видов: и деревья, и много лишайников. Листочков от ягод было много: и морошка, и клюква, и черника, и голубика, и брусника, и даже княженика была, представляете? В одном месте всё! Спускаясь к Белому морю, мы нашли просто гигантскую чернику, ягоды, как арбузы!

- Что Вам и детям больше всего запомнилось?

- Конечно, комары! Это было что-то необыкновенное! Когда мы только начинали сплав, я радостно объявила детям: «Нам дали задание, будем ловить комаров!». Дети стали выступать: «Каких комаров?! Зачем это нужно?». Но я сказала, что так нужно учёным и прочее. Мы несколько лет назад изучали жемчужниц, вытаскивали и проверяли их размеры. В поезде по дороге учились ловить комаров, а приехали в город – нет комаров! Оказывается, в полярном городе комаров нет. Только спустя три дня после наших поисков, они начали появляться. По сравнению с подмосковными, эти комары – очень маленькие. Местные жители говорят, что это из-за сильной летней засухи. Но в целом комары – это просто вот наше всё, можно сказать, душу им отдавали.

- По какому принципу Вы выбирали место для сбора материалов и проведения наблюдений?

- Когда мы сплавляемся, у нас есть возможность снизить скорость и даже останоситься, когда проходим очередной порог. При остановке необходимо осмотреть байдарки. После чего останавливаемся, выставляем страховку. Есть ребята, которые не могут проходить порог из-за возраста и опыта, они в это время занимаются тем, что делают фотографии всех растений, которые мы должны были наблюдать, и если возможно, то ловить комаров.

- Планируйте ли Вы дальше проводить фенологические наблюдения в своих походах и внедрять в деятельность Центра?

- Конечно, и в новых экспедициях тоже будем использовать. Я планирую пойти в Башкирию в июне, в августе опять куда-нибудь в Карелию или на Кольский полуостров.

- Можете что-то пожелать начинающим исследователям? Как приблизиться к такому активному образу жизни?

- Развиваться, смотреть, интересоваться! Раз у нас есть Русское географическое общество, которое так поддерживает, я думаю, тут вообще проблем никаких не будет. Много информации есть в Интернете. Сейчас я думаю, что среди детей можно назначить ответственных за отслеживанием конкурсов, чтобы они самостоятельно включались в деятельность. Приятно чувствовать заинтересованность детей в исследованиях. Спасибо Вам огромное, что так направили нас.

 

Школьники из ДЮЦ "Турист" впервые стали участниками проекта гражданской науки Sample Crossing и Фенологической сети РГО. Собранные материалы будут переданы в гербарий кафедры биогеографии географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и в Первый МГМУ им. И.М.Сеченова, научно-исследовательский институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е.И.Марциновского.

 

Фото предоставлено участниками сплава