Плоды будущего: результаты проекта «Плоды науки»
В 2020 году усилиями Русского географического общества (РГО), Российского движения школьников (РДШ), Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки ( АКСОН) и Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР) был организован проект научного волонтерства по наблюдению за плодовыми и ягодными культурами на территории России — «Яблоки по науке», в рамках которого школьникам было предложено «пошпионить» за яблонями, а именно — за развитием плодов на деревьях возле дома и вдали от домов.
Яблоня в качестве объекта наблюдения в 2020 году была выбрана из-за распространения различных форм этого дерева по всей России. Задача волонтеров состояла в поиске одной или несколько яблонь: домашней — в саду, в парке, на приусадебном участке, в том числе заброшенном, или дикой — в ближайшем лесном массиве, с заходом не более чем на 200 метров в глубь леса. Затем участники проекта проводили наблюдения за выбранным деревом, отмечали дату массового созревания яблок (когда все яблоки или подавляющие их большинство на дереве созрели), а также даты начала и конца листопада: когда начинали опадать листья и когда на дереве осталось менее 10% листьев. У хозяев домашних яблонь участники проекта выясняли названия сортов; когда названия сорта узнать было не у кого, собранные плоды, а также плоды дикой яблони описывали в соответствии с инструкцией, подготовленной сотрудниками ВИР. Все эти данные были внесены в базу портала РГО «Окружающий мир».
Проект, начатый в 2020 г. с наблюдений за единственной культурой — яблоней, получил широкий отклик среди мотивированных школьников и был продолжен в 2021–2022 гг. с привлечением разнообразных плодовых и ягодных культур. С 2021 года спектр культур был расширен, включив как плодовые (яблоня, груша, рябина), так и ягодные культуры (черная смородина, красная смородина, малина, земляника). При этом акцент ставился на выявлении мест произрастания староместных сортов и дикорастущих родичей. Задач проекта также стало больше: был расширен не только перечень культур, но и период наблюдения, который включил в себя все фазы развития растений.
В течение трех лет любой человек мог стать научным волонтером, выбрав объект исследования и проводя наблюдения за ним. В задачи проекта для волонтеров входило: найти произрастающие рядом со своим местом жительства/учебы/работы/отдыха плодовые деревья и/или ягодные кустарники, отметить их местонахождение и проводить наблюдения за их развитием в течение сезона. Большое значение уделялось описаниям мест произрастания и фотографированию объектов.
Всего за три года реализации проекта 670 участников проекта пополнили базу на 3340 фенологических наблюдений. Лидерами по количеству наблюдений стали Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа. Данный факт не является случайным, ведь именно в этих наиболее пригодные условия для произрастания плодовых культур.
Подводя итоги двухлетней работы проекта «Плоды по науке», авторы отмечают несколько основных моментов:
1. Благодаря проекта были выявлены перспективные локации для включения в маршруты экспедиционных обследований территорий, расположенных как в Европейской части России, так и на о. Сахалин, в Алтайском крае, на территориях Красноярского края, Челябинской, Свердловской, Омской, Кемеровской областей и Удмуртии.
2. Определены интересные точки для изучения сортового состава заброшенных садов, в том числе заброшенный немецкий сад на территории Калиниградской области и бывший совхоз «Ударник», сад в котором был заложен в начале 50-х годов прошлого столетия на территории, входящей в состав современного Санкт-Петербурга.
3. Сортимент старых колхозных садов еще предстоит определить. Такие сорта использовались в традиционных агросистемах, но вышли из сельскохозяйственного производства, однако по настоящее время представляют определенную научную, социально-экономическую, культурно-историческую ценность; не отличаясь высокой урожайностью, они обладают особой приспособленностью к местным условиям. Данный материал может быть привлечен в селекционные программы по получению сортов ягодных культур, пригодных к возделыванию в условиях Крайнего Севера.
Ознакомиться со статьей и узнать больше о результатах проекта «Плоды науки» можно по ссылке.