Как провести эту осень?
Как провести осень с пользой для себя и для науки? Принять участие в конкурсах и акциях проекта «Окружающий мир»!
Курс «Осенние явления в жизни деревьев»
Для школьников мы подготовили курс для самостоятельной работы по ведению наблюдений за деревьями в осенний период!
Курс состоит из 4 уроков, посвященных теории и практике ведения фенологических наблюдений за деревьями в осенний период.
Вы узнаете:
- что такое фенология растений,
- какие фенологические явления и фазы отмечаются в жизни деревьев осенью,
- как правильно регистрировать фенологические фазы и явления,
- где и когда необходимо проводить наблюдения за деревьями,
- как выбрать вид и подходящее растение для наблюдения,
- как проанализировать полученные вами данные,
а также сможете провести самостоятельное фенологическое исследование!
Кто может принять участие?
Курс рассчитан на учащихся 6-8 классов, которые могут выполнять задания как самостоятельно, так и в составе группы под руководством педагога, куратора или родителя. Младшие ребята могут выполнять задания курса совместно с родителями, а старшие — выбрать дополнительную задачу повышенного уровня сложности. Приступить к выполнению заданий курса можно в любое время, но мы рекомендуем присоедиться уже сейчас!
Узнать больше о курсе «Осенние явления в жизни деревьев».
Конкурс «Как я встретил нашу осень»
Осенью в жизни растений происходят разительные перемены — созревают и опадают плоды, раскрашиваются огненными оттенками и уносятся прочь холодным ветром листья. Настоящее буйство красок, которое наступит совсем скоро, так же быстро и закончится, уступив место белому покрывалу зимы. Давайте же вместе постараемся запечатлеть самые яркие моменты этого сезона и проведем наблюдения за тем, как растения готовятся к холодам, и отметим, что происходит в это время в природе.
В рамках конкурса вы можете выбрать один или несколько объектов из списков, предложенных ниже. Все, что вам необходимо — ознакомиться с инструкцией, регулярно проводить наблюдения и вносить их на портал или в мобильное приложение проекта «Окружающий мир».
Кто может принять участие?
Любой желающий вне зависимости от возраста, уровня образования и места жительства. Участники, добавившие больше 20 наблюдений, получат именные электронные сертификаты, а 10 лучших наблюдателей также получат ценные призы от проекта «Окружающий мир» Русского географического общества.
Узнать больше о конкурсе «Как я встретил нашу осень».
Спецпроект «Плоды науки 2.0»
В рамках «Плоды науки 2.0» любой человек из любой точки России сможет стать научным волонтером, проводя несложные наблюдения за дикими и культурными плодовыми деревьями: грушей и яблоней. Можно выбрать один или несколько объектов. Участнику необходимо отмечать даты начала и массового созревания плодов, начала листопада, и вносить все данные на портал проекта «Окружающий мир».
Собранные данные позволят уточнить ареалы произрастания данных плодовых культур, особенно дикорастущих родичей, и выявить перспективные материалы для разработки маршрутов научных экспедиций, направленных на сбор образцов плодовых культур. Полученные по итогам экспедиций образцы пополнят крупнейшую в России коллекцию генетических ресурсов растений, а наблюдения участников дополнят ряды наблюдений за сезоны 2021-2022 гг и помогут ученым в создании базы данных фенологических наблюдений за дикорастущими и культурными растениями на территории России.
Кто может принять участие?
Любой желающий вне зависимости от возраста, уровня образования и места жительства. Все участники, отметившие все 3 фенофазы для одного растения или более 4 для двух (диких или культурных; яблонь или груш), получат именные грамоты от проекта «Окружающий мир» РГО и Всероссийского института генетических ресурсов растений. 10 лучших наблюдателей, добавивших наибольшее количество наблюдений, получат электронные именные грамоты от организаторов проекта и ценные призы от проекта «Окружающий мир». Трое самых лучших участников (1, 2 и 3 место по количеству наблюдений), помимо памятных призов получат возможность попасть на персональную экскурсию в Штаб-квартиру Русского географического общества (г. Москва) или Всероссийский институт генетических ресурсов растений (г. Санкт-Петербург).
Узнать больше о спецпроекте «Плоды науки 2.0».
Помощь ученым
Помощи любителей пернатых ждет заявка по сбору материалов «Сизый голубь», направленная на изучение того, как уровень загрязнение среды в городских районах влияет на цвет перьев у голубей. Сбор материалов в рамках проекта весьма прост и не требует специальных знаний — нужно всего лишь сфотографировать голубей!
Заявка «Неизвестная почвенная фауна под ногами» обращается к каждому любителю природы с просьбой принять участие в сборе материалов и поделиться своими наблюдениями за коллемболами. Все, что необходимо сделать участнику, собрать субстрат — листовой опад, труху или мох, и отправить его напрямую ученому.
Любителям рыбалки стоит обратить свое внимание на заявку по сбору материалов для ученых «Пресноводные рыбы» и присоединиться к изучению экологической обстановке в водоемах. Участникам необходимо ловить рыбку и фотографировать поврежденных особей. Фотографии и сопутствующую информацию нужно направить на почту ученому.
Помогите ученым исследовать экологического состояния акваторий страны, откликнувшись на заявку по сбору материалов «Heavy metals» и окажите помощь в сборе раковин диких устриц на морских побережьях России. Участнику необходимо собрать на морском побережье раковины устриц, сфотографировать и отправить напрямую ученому.
Кто может принять участие?
Любой желающий вне зависимости от возраста, уровня образования и места жительства. Все откликнувшиеся участники получат благодарность от проекта «Окружающий мир» при условии передачи материалов ученому.
Фото: Сергей Гарифуллин