Программа дополнительного образования

Вы здесь

Фото: Евгения Левина

 

Тематическое планирование (74 уч. часа)

 

Программа предназначена для преподавания курса «Фенологические наблюдения», который рассчитан на школьников 6–10-х классов, занимающихся в объединениях дополнительного образования. Возможна адаптация программы под учащихся начальной школы. Программа рассчитана на 74 учебных часа, по 2 учебных часа в неделю.

 

Программа включает в себя значительный блок практической работы, которая объединяет как практическую работу в помещении, так и практические занятия экскурсионного характера на природе. Начинать работу с детьми лучше зимой. В это время обучающихся можно ознакомить с целями и задачами наблюдений, их практическим применением, программой и объектами будущих наблюдений, методикой ведения и составления календарей природы. В период схода снега рекомендуется провести первые фенологические экскурсии с целью выбора мест для будущих постоянных наблюдений. Будет хорошо, если работа фенологического кружка станет важной для всех членов объединения, будет вызывать у них интерес к явлениям природы, желание наблюдать за этими явлениями, брать инициативу и предлагать дополнительные сведения и впечатления.

 

 

Программа курса «Фенологические наблюдения»

 

№ урока Тема Количество учебных часов Из них практических работ
1

Введение в фенологию. История фенологии. Основные подходы и методы в фиксации фенологических наблюдений. Что такое «фенологические сети». Значение фенологических наблюдений.

6 2
2

Фенологические наблюдения за неживой природой. Сезонные ритмы в природе. Климат и погода. Метеорологические наблюдения и методы фиксации — существующие виды оборудования. Температурный режим. Осадки. Снежный покров. Почва. Гидрологические явления.

16 6
3

Фенологические наблюдения за растениями. Общая характеристика царства. Основы систематики. Морфология цветкового растения. Жизненный цикл растений. Фенофазы и их классификация. Экологические группы растений. Роль растений в биоценозах. Растения-эдификаторы. Хозяйственное значение растений, основные сельскохозяйственные культуры. Знакомство с наиболее распространёнными видами местной флоры. Виды растений, включённых в программу фенологических наблюдений для данного региона.

24 8
4

Фенологические наблюдения за животными. Общая характеристика царства животных. Основы систематики. Сезонные явления в жизни животных (размножение, миграции, линька). Роль животных в биоценозах. Знакомство с наиболее распространёнными видами местной фауны. Таксоны животных, включённых в программу фенологических наблюдений для данного региона.

18 6
5

Основные подходы к анализу фенологических данных. Групповая проектная работа. Подведение итогов года.

10 6
  Итого: 74 28

 

 

 

Практические занятия в классе (поэтапно)

 

1. Работа с гербарным и коллекционным материалом, фотоматериалами с изображением местных видов растений и животных при изучении флоры и фауны.

2. Работа с карточками, проведение игр на закрепление материала по темам «Морфология цветкового растения», «Фенофазы растений», «Систематика растений», «Систематика животных».

3. Приобретение навыков работы с определителями (иллюстративными определителями, тезными карточками, определителями на сайтах), с коллекционным гербарным материалом либо образцами растений (в сезон вегетационного периода).

4. Работа со школьными компьютерами и личными гаджетами при обучении школьников регистрации и внесению данных в программу портала «Окружающий мир» или через мобильное приложение «Окружающий мир».

5. Знакомство с элементами проектной и исследовательской работы на основе материалов, собранных обучающимися самостоятельно в процессе занятий.

6. Виды практической работы на природе.

7. Практика по ведению полевого дневника. Оборудование участка фенологических наблюдений на пришкольной территории. Выбор точек снятия показателей для наблюдений в неживой природе, выбор видов растений. Разбивка опытного участка с сельскохозяйственными культурами. Картирование. Обучение работе с приборами для снятия метеорологических показаний. Ведение дневника наблюдений.

8. При возможности — экскурсионные занятия в доступных парках и лесопарках, различных природных комплексах.

 

 

Пример плана урока для школьников 6-10 классов

 

Тема: сезонные явления в жизни цветковых растений.

 

Цель: познакомить обучающихся с зимними фенологическими изменениями в жизни растений.

 

Задачи: дать представление о сезонных явлениях у растений; развивать наблюдательность и научную любознательность; стимулировать осознание необходимости охранять и беречь природу.

 

Оборудование: мультимедийная доска, учебник, наборы гербарных образцов.

 

Ход занятия

 

1. Организационный этап
 

Приветствие.

 

2. Беседа по вопросам пройденного материала
 

Что изучает наука фенология?

Каково её научное и практическое значение?

Какие существуют виды фенологических исследований?

Каковы основные исторические вехи развития фенологии как науки?

 

3. Обобщение ответов обучающихся

 

4. Объяснение нового материала
 

Сезонная ритмика развития геосистем затрагивает все их компоненты: атмо-, гидро- и литосферу. Но наибольшее разнообразие фиксируется в биосфере — в мире растений, животных и микроорганизмов, чья жизнедеятельность определяется приспособлениями к сезонным изменениям. Так, цикл сезонного развития растений состоит из закономерно сменяющих друг друга морфологически различных этапов, каждый из которых называется сезонной (или фенологической) фазой развития.

 

Существует достаточно много классификаций фитофенологических фаз, разработанных под различные задачи. Одна из наиболее простых и часто используемых из них дана в разделе методических материалов под названием «Фенологические наблюдения за растениями». При этом каждой фазе соответствует несколько фенологических явлений, наступление которых лучше регистрировать у наиболее типичных и легко определяемых представителей местной флоры. Перечислим эти явления:

1) начало весеннего сокодвижения (наблюдается у клёнов, берёз, винограда);

2) всходы (однолетних растений, в т.  ч. и сельскохозяйственных культур);

3) начало распускания почек;

4) начало облиствения;

5) начало и конец цветения;

6) начало созревания плодов;

7) начало рассеивания плодов или семян;

8) начало осеннего отмирания листьев (у листопадных и летнезелёных растений 1);

9) начало осеннего листопада;

10) полное осеннее расцвечивание листьев;

11) конец листопада.

 

В ходе фенологических наблюдений может требоваться оценка интенсивности цветения, а также оценка урожайности семян и плодов. Для этой цели рекомендуем использовать общую внешнюю оценку урожая по шкале Каппера — Формозова, имеющей следующие значения:

0 — зрелых плодов не встречается совершенно;

1 — немногочисленные плоды на редких растениях; подавляющее количество растений наблюдаемого вида без плодов или без зрелых плодов;

2 — слабый урожай плодов небольшими участками; на большинстве растений наблюдаемого вида нет плодов вовсе или плоды недозрели;

3 — хороший урожай плодов на небольших участках; большинство растений со слабым урожаем; имеются значительные неурожайные площади;

4 — хороший урожай плодов на многих участках; слабоурожайных и неурожайных площадей немного;

5 — обильный урожай плодов на многих участках; на остальных участках урожай средний; неурожайные площади редки.

 

Таким же способом можно составить и шкалу интенсивности цветения.

 

К сезонным явлениям растительного мира относятся также случаи повреждения или гибели тех или иных видов растений от вредных воздействий: от весенних и осенних заморозков, засухи, паразитарных заболеваний или животных-вредителей. Индикаторами силы осенних заморозков могут служить сельскохозяйственные растения, например картофель, помидоры, огурцы или декоративные растения, такие как георгины, бархатцы и т. д.

 

5. Выводы
 

1. Растения в своём жизненном цикле проходят ряд закономерно сменяющих друг друга морфологически различных этапов, которые называются сезонными (или фенологическими) стадиями развития.

2. Существует много различных классификаций фитофенологических фаз, разработанных под разные задачи. Кроме того, школьникам следует помнить, что каждой фенологической фазе соответствует несколько фенологических явлений.

3. Для оценки урожая семян и плодов рекомендуется использовать глазомерную оценку урожая Каппера — Формозова.

4. В качестве сезонных явлений в жизни растений дополнительно следует регистрировать случаи повреждения или гибели тех или иных видов от вредных воздействий.

 

6. Вопросы и задания для закрепления пройденного материала
 

1. Что называют фазой вегетации растений?

2. Расположите фенологические явления в жизни дерева по мере наступления (от весны к осени):

1) начало весеннего сокодвижения;

2) начало осеннего листопада;

3) начало распускания почек;

4) начало облиствения;

5) начало рассеивания плодов или семян;

6) начало созревания плодов;

7) начало и конец цветения;

8) начало осеннего отмирания листьев;

9) полное осеннее расцвечивание листьев;

10) конец листопада.

3. Что у растения появляется раньше — бутоны и цветки или стебель и листья?

4. Какие вредные воздействия на растения следует относить к сезонным явлениям?

 

7. Практическая работа
 

Знакомство школьников с гербарными образцами растений, собранными в период различных фенологических фаз, относящихся к числу фоновых региональных видов. Среди гербарных сборов необходимо выделить растения, собранные в период начала распускания почек, начала созревания плодов, полного осеннего раскрашивания листьев.

 

Советуем прочитать:
 

Шульц Г. Э. Общая фенология. — Л.: Наука, 1981. — 188 с.

 

 

Методические рекомендации по проведению
экскурсионных занятий

 

Экскурсии для школьников необходимо проводить в разные сезоны года. Так ученики смогут увидеть всю полноту фенологических явлений растений и животных, а также проследить связь между развитием биоты и изменениями условий её жизни.

 

Этапы подготовки и проведение экскурсии 

 

Самостоятельная работа
 

Подготовку к экскурсии рекомендуется начать с индивидуальной работы по изучению тех характерных для региона объектов и явлений, наблюдение за которыми планируется проводить. Существует достаточно интернет-ресурсов и литературных источников, которые могут в этом помочь. Затем следует подготовить рабочую программу наблюдений, куда эти литературные источники будут включены и структурированы.

 

Подготовка
 

Прежде чем отправляться на экскурсию, необходимо ясно представить себе её основную задачу, наметить тему, записать проблемы, которые хотите разрешить, отметить нюансы, на которые нужно будет обратить внимание. Необходимо построить маршрут на GPS-навигаторе или смартфоне либо составить план на миллиметровой бумаге, наметив на нём маршрут. Постарайтесь заранее собрать как можно больше сведений о территории, по которой пройдёт экскурсия.

 

Экскурсионное снаряжение
 

Отправляясь на экскурсию, нужно оценить протяжённость маршрута, прогноз погодных условий на момент похода, уровень физической подготовки всех участников. Большое внимание необходимо уделить и экскурсионному оборудованию. Для фенологической экскурсии необходимо взять полевой дневник (лучше тетрадь в клеточку) или смартфон с установленным приложением «Окружающий мир», а также простой карандаш, фотоаппарат, лупу, пинцет, GPS-навигатор (при наличии), смартфон, рулетку, уличный или комнатный термометр для измерения температуры воздуха. Одежда экскурсантов должна быть тёплой и лёгкой, обувь — удобной и на низком каблуке. Все мелкие вещи лучше всего положить в рюкзак.

 

Экскурсия в весенний лес
 

Программа наблюдений может сильно отличаться в зависимости от конкретной природной зоны и района страны. Наступление весны в лесу всегда очень хорошо заметно. Хотя на деревьях ещё нет листьев, да и снежный покров продолжает сохраняться в понижениях рельефа, но растения-первоцветы уже массово цветут. Пылят серёжки тополя, осины и орешника, слышно ещё редкое пока жужжание насекомых-опылителей. Появляются соцветия вяза и клёна, зацветают ивы, а ольха уже заканчивает своё цветение.

 

В ходе экскурсии лучше сосредоточить внимание школьников на небольшом количестве фенологических объектов и фаз их развития. Выбрать их желательно из перечня заранее отмеченных характерных видов и явлений рабочей программы для конкретной территории с учётом её особенностей. Явления в программе должны следовать друг за другом в определённой последовательности и характеризовать определённый период развития природы. По итогам работы должна получиться характеристика развития природы в течение целого года.

 

Все наблюдения во время экскурсии по весеннему широколиственному лесу можно разделить на три группы: 1) гидрометеорологические, 2) за растениями 3) за животными. Особое внимание следует обращать на необычные явления природы, не предусмотренные программой. В весенний период на первый план выходят сезонные явления в жизни растений, зверей и птиц.

 

Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями в весеннем лесу
 

В первую очередь необходимо обращать внимание на такие метеорологические явления, как:

1) исчезновение сплошного снежного покрова. Указывается день, когда более половины видимой окрестности освобождается от снега;

2) исчезновение снега в лесу. Записывается, когда в лесу исчез снежный покров. Отдельные островки снега во внимание не принимаются;

3) возобновление снежного покрова. Иногда после исчезновения устойчивого снежного покрова вновь выпадает снег и покрывает всю видимую поверхность. В таких случаях надо отметить время появления и исчезновения снежного покрова. Если этот покров сохраняется несколько дней, то следует отметить дату его образования и дату исчезновения. Если снег лежит лишь несколько часов, записывается время его появления и исчезновения;

4) последний заморозок весной. Записываются даты, когда последний раз весной наблюдался в ранние утренние часы иней на траве, крышах построек и т. д.

 

Если в широколиственном лесу или в непосредственной близости от него есть водоёмы, то желательно отметить даты следующих гидрологических явлений:

а) появление закраин: весной при подъёме уровня воды в реках иногда поверх льда появляется вода;

б) подвижка льда на реке. Очень часто, прежде чем начнётся массовый ледоход, наблюдается одна или несколько подвижек льда. Это движение наблюдается весной при потеплении. При этом какой-то участок реки освобождается ото льда, а выше и ниже по течению река остаётся покрытой льдом. Желательно определить приблизительно, на какое расстояние (в метрах) река освободилась ото льда. При наблюдении характерных дат в жизни реки необходимо указывать её название;

в) вскрытие реки. Под этим явлением подразумевается начало сплошного ледохода или освобождение реки ото льда на месте вследствие его таяния;

г) исчезновение ледяного покрова на стоячих водоёмах. Указывается дата, когда лёд полностью растаял, а также тип водоёма (озеро, пруд и т.  д.). Для больших озёр указывается их название.

 

Наблюдения за сезонными явлениями в жизни растений в весеннем широколиственном лесу
 

Экскурсантам нужно помнить, что цикл сезонного развития растений состоит из закономерно сменяющих друг друга сезонных (или фенологических) фаз развития. Каждая новая фенофаза аккуратно регистрируется: записывается дата её наступления в конкретном географическом пункте (число, месяц, год). При фенологических наблюдениях выбираются наиболее заметные представители растительного мира. В широколиственном лесу это могут быть берёза повислая, рябина обыкновенная, липа сердцевидная и др.

 

Растение считают вступившим в ту или иную фазу развития, если признаки фазы регистрируются хотя бы на отдельных ветках. Отмечать начало каждой фенофазы следует в тот момент, когда в неё вступит 10% особей вида в случае наблюдения за большой группой. При наблюдениях за травянистыми растениями начало фазы отмечают днём, когда в фазу вступило 10% растений данного вида на площадке или маршруте, выбранных для наблюдений. При этом на площадке подсчитываются все особи, а на маршруте — не менее 100 экземпляров. Массовое наступление фазы фиксируется в тот день, когда в неё вступят не менее 50% растений.

 

Весенние наблюдения за древесными и кустарниковыми растениями следует начинать с того дня, когда температура воздуха в тени в дневные часы приближается к +5 °C. В эти дни можно наблюдать начало сокодвижения у некоторых видов деревьев. Фиксируется набухание почек, их распускание, развёртывание листьев, начало цветения.

 

Наблюдения за сезонными явлениями в жизни животных в весеннем лесу
 

Сезонные изменения в жизни животных труднее поддаются исследованиям, чем изменения у растений. Зоофенология требует от наблюдателя большей внимательности, усилий и времени, чем наблюдения за растениями. Чаще всего сезонные явления в мире животных тесно связаны с изменениями других природных объектов и изменениями погодных условий. Если учесть это условие, то можно в нужный момент зафиксировать то или иное явление в мире животных.

 

С наступлением весны самое главное — заметить первое появление птиц и пролёт первых стай. Для многих рано прилетающих птиц наиболее посещаемыми местами являются речные долины, опушки леса, разреженные лесные насаждения, заросли кустарников. Первое время после прилёта многие птицы ведут кочевой образ жизни и могут встречаться вне мест гнездования. Прилёт можно отмечать лишь тогда, когда наблюдатель сам видел птицу или слышал её пение. Наблюдение лучше всего вести в утренние часы, когда птицы наиболее активны.

 

Специальные наблюдения за млекопитающими требуют особой подготовки, а иногда могут быть даже небезопасны. Поэтому в рамках экскурсии они могут носить только эпизодический характер. При наличии в лесу водоёмов и влажных мест возможны наблюдения за земноводными. Так, первое появление лягушек регистрируется днём появления первых особей. При наблюдении за лесными насекомыми достаточно отмечать первое появление насекомых, например капустницы, крапивницы, шмелей, комаров и др.

 

Возвращение с экскурсии.
 

После возвращения с экскурсии необходимо дописать в дневник всё, что не было записано в процессе похода, или переписать то, что написано неразборчиво. Проведите обработку результатов наблюдений и добавьте их в базу проекта «Окружающий мир».

 

 

Задания на каникулы

 

1. Какие фенологические явления можно наблюдать в окрестностях вашего дома или школы? Выберите несколько фенологических объектов для наблюдения.

2. Зарегистрируйтесь в Личном кабинете на сайте или в одноименном мобильном приложении. В разделе «Методика» найдите подходящие для выбранных вами фенологических объектов программы фенологических наблюдений. Изучите их, запомните основные фенологические явления. Приступайте к наблюдениям, следуя всем рекомендациям раздела «Методика».

3. Загрузите наблюдения на сайт через форму «Добавить новое наблюдение». Заполните все поля в форме. Обращаем ваше внимание:

  • Программа наблюдений / мероприятие — заполняйте только в том случае, если вы проводите наблюдения в рамках какой-либо из представленных программ наблюдений. В ином случае, выбирайте «Не указано».
  • Постоянная точка наблюдения — указывать не обязательно, достаточно внести координаты места наблюдения.
  • Характеристика местообитания — рекомендуем выполнять по следующей схеме (первый пункт — обязательно, остальные по возможности):

1) GPS координаты;
2) ориентирование по сторонам горизонта;
3) расстояние до точек привязки;
4) географическое положение (область, район, пункт);
5) положение местообитания относительно крупных элементов рельефа (водораздел, центральный водораздел, пойма, стык террас и поймы);
6) литология и основные черты рельефа поверхности;
7) почва.

  • Дата наблюдения — укажите дату наблюдения, а не внесения данных на портал.
  • Тип явления — выберите соответствующий вашим наблюдениям тип, и далее выбирайте вид и явление из выпадающего списка (или «Дополнительные наблюдения», если вы не нашли наблюдаемый вами вид среди рекомендованных).
  • Описание явления — можно указать какие-либо особенности объекта наблюдения.
  • Фото — добавьте файл, соответствующий наблюдению. Изображение должно быть чётким, объект наблюдения, по возможности, хорошо освещён и легко узнаваем. Приветствуется загрузка нескольких фотографий, фиксирующих объект наблюдения с разных ракурсов.

4. Нажмите «Сохранить». Ваше наблюдение появится на сайте после проверки модератором.

5. При возникновении вопросов, присылайте их на почту fenologatrgo.ru.

 

Смотрите также:

Наблюдения за растениями

Наблюдения за грибами

Наблюдения за животными

Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями

Региональные особенности ведения наблюдений

Правила безопасного проведения полевых работ